Внедрение основ религиозной культуры в школы

2020-08-30

Перед учебным годом неожиданно узнал, что в нашей школе будет преподаваться новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики (сокращённо ОРКСЭ)». Хотя сам предмет предполагает 6 модулей, из которых можно выбрать по вкусу.

Почитал описание, это некий предмет вроде как без оценок на тему религии и этики. В описании там за всё хорошее против всего плохого. Преподавать это будут светские педагоги и характер обучения культурологический.
Предмет новый, но прошёл обкатку по регионам, а вот теперь внедряется как общеобязательный, пока без оценок. Собственно развёрнуто можно почитать об этом много где. Поиск выдаёт всё.
Что можно сказать по теме. Тема давняя, обсуждается с разных сторон уже давно. Но почему-то над ней всегда присутствовала тень «закона божия» из дореволюционной России. Именно в связи с этой ассоциацией и возникали многочисленные возражения. Помнится, даже Андрей Кураев подробно занимался темой.
Если говорить о необходимости культурного просвещения на тему религии, то она есть, ибо противоположность ей есть религиозная дикость, выражающаяся в суевериях,  мракобесии и сектантстве, что мы можем видеть в практике религиозных групп, где не ведётся системное обучение правильным началам соответствующей религии.
Но здесь надо понимать, что внешнее изучение религии как культуры, конечно не даёт представления об её сути. Всё сведётся к истории, персонажам, предметам искусства и объёктам архитектуры — а ведь всё это акциденция для основы веры. Любая вера постигается только практикой и духовной жизнью.
На практике, я думаю, преподавание предмета сведётся не только к начитке материалов, но и к предпочтениям преподавателя, точнее к его представлениям об этой сфере жизни, как правило не основанном на серьёзных знаниях в этой теме.
Теперь некоторые догадки о том, зачем это внедряется в том числе. Стремление религиозных организаций опосредовано забраться в учебные заведения понятно, ведь так можно готовить паству, вбивая нужные тезисы уже со школы. Собственно это уже давно идёт, если обратить внимание на содержание учебников по другим предметам — там постоянно религиозные вставки. А тут аж целый предмет, через который можно формировать представления подрастающего поколения загодя.
Рвение религиозных корпораций понятно, ведь на свободном конкурентном поле они серьёзно проиграли информационно-идеологическую войну и стремительно сокращаются. Репутация ниже плинтуса. А тут целое новое поколение детишек, которые могут воспринять за чистую монету некие тезисы. Так что будьте бдительны к процессу преподавания.
И да, по конституции (пока во всяком случае) у нас религия отделена от государства, а школа у нас государственная. Да и большинство родителей, на мой взгляд, выбрали бы всё таки светскую этику.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *