В выработке новой методологии познания, Декарт исследует подлинность человеческого мышления.
После размышлений о подлинности бытия Бога, Декарт рассуждает об основании сущего — субстанции. Он выделяет субстанцию сотворённую и несотворённую. Нетварная субстанция это, несомненно, Бог, т.к. только он отвечает представлению Декарта о сущности самой в себе, т.е. «вещь, коя существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи».
Субстанция же сотворённая нуждается в выделении необходимых атрибутов. Отметая акциденции, Декарт пришёл к выводу, что таковые есть: мышление и протяжённость.
Первое есть вывод из методологического сомнения с выводом «Сogito, ergo sum», ибо мышление, после показания относительности нашего восприятия, оказывается единственным феноменом, заслуживающим доверия в подлинности.
Второе — протяжённость, без которой вещи материальные лишаются своего существования, превращаясь в точку.
Вывод о том, что субстанциональным атрибутом материи является протяжённость, даёт Декарту философское основание для математического и геометрического познания материи. Представление о субстанции распространяет такой метод познания на всю материю, ибо субстанция материи одна: на земле, на небе или даже в других мирах.
Итак, учение Декарта о субстанции легло в основу его научной методологии, где метафизика это корни, ствол — физика, а ветви это прочие практические науки.
Барух Спиноза являлся картезианцем, но при этом существенно развил положения Декарта, войдя с ними в некоторое противоречие.
Спиноза вывел несколько положений:
Не может быть более одной субстанций одной природы. Субстанция является причиной самой себя. Субстанция бесконечна, т.к., если бы она была временна, то ей предшествовала бы другая субстанция, а у одной природы может быть только одна субстанция. Субстанция не изменяема и неделима. В субстанции совпадают все атрибуты.
Субстанции усваиваются атрибуты и модусы. Притом атрибут это существенное свойство вещи, от субстанции не отделимое. Модус же это проявление субстанции в конкретных вещах. Посредством атрибутов человеческий разум может помыслить субстанцию.
Протяжение и мышление — субстанции у Декарта, Спиноза называется атрибутами, т.к. они всегда существуют относительно чего-то, но не сами по себе. Более того, Спиноза говорит о множестве атрибутов. Говоря о Боге, он указывает на бесконечное число атрибутов.
Из того, что в субстанции совпадают все атрибуты, а атрибуты — протяжённость и мышление составляют природу, Спиноза делает сопоставление: Бог или природа, чем навлёк на себя обвинение в пантеизме. Но он же ввёл понятия природы порождающей и природы порождённой, где Бог это порождающая природа, а порождённая его модусы и атрибуты.
Если Декарт последовательно сомневался в реальности, то Спиноза утверждает реальность вещей через то, что они являются модусами и атрибутами высшей реальности — субстанции, т.е. он идёт традиционным путём дедукции, в противность декартовой индукции. Спиноза, таким образом, сначала доказал возможность и необходимость познания мира вещей при помощи разума, а потом доказал существование мира вещей.
Комментариев нет