Многих удивляет превращение прежнего охранителя и апологета (достаточно ознакомиться с его лекциями и беседами более раннего периода) церковной иерархии диакона Андрея Кураева в «покусанного либерастами» персонажа, рассуждающего в русле русофобского рупора «эхо», в том числе в явно антисоветском ключе, хотя и не в таких крайних болезненных формах, как коренные персонажи означенного ресурса.
Насчёт начальства и послушания ему было дело. Кураев бывало прежде палил изо всех ружей за епископат, за то, как круто, что у нас епископы хорошие управленцы и талантливые менеджеры. Проходит совсем немного времени и вот мы видим Кураева, которого все это уже изрядно возмущает и он на голубом глазу уже тот же самый епископат красит в небесные цвета (это не говорит о том, что он тут не прав).
Постоянным слушателям это было очень резко заметно. То он предлагал принять всю церковность до последней свечки, а то теперь глубочайшая рефлексия и отторжение. Далее другая метаморфоза. Из охранителя в либерала. В ранних лекциях он чуть ли не к православному «терроризму» призывал, а потом озаботился слезинкой пусси райт.
Несомненно, что для большинства тех, кто его глубоко уважает, он остаётся и останется прежде всего автором книг и бесед его раннего периода, где он говорил о настоящем Православии и чистом Христианстве, книг уровня «Наследие Христа», «О нашем поражении» и циклов бесед, которые выходили ещё на кассетах.
Но именно воспитанная на его беседах и книгах аудитория не слепо воспринимает своего «гуру», а разумно рассуждает и рефлексирует, понимая, что смена амплуа у несомненно виднейшего апологета нашего времени, связана с чем-то очень не простым.
В том числе и с его диссидентской позиций по отношению к гонящим его церковным бюрократам, которых он обличил в грехах, несовместимых с христианством в целом, а не то что руководством в церковной организации. Что касается антисоветчины, то это типично «клерикальная» болезнь, которая насаждается как корпоративная идеология внутри церковной системы и тут Кураев идёт в русле того, к чему привык. Относительно его попыток критики теперешнего руководства РФ и вообще нашего «скрепного» курса, то здесь он, думается, вполне искренен, но некомпетентен и явно идёт в фарватере мнений либеральной среды.
В целом, даже сегодня наш брат Андрей Кураев остаётся глубоким и интересным мыслителем и лучшим публичным апологетом христианства в России. Именно его служение апологета по мысли ап. Павла «для всех я сделался всем» и может объяснить такие внешние идеологические изменения.
Также, при попытке объяснить действия и мотивы людей, особенно сложно устроенных и образованных, мы приписываем им некую идеалистичность и последовательность. Как будто это скала, глыба мысли. Однако же великие дела порой творятся из незначительных причин.
Я почти всё из Кураева читал и слушал. В полном блеске у него проявляется университетская гуманитарная культура, через призму которой он и препарирует собственно богословскую и церковную руду. Это нисколько не умаляет его духовный путь, поскольку это самый что ни на есть святоотеческий путь — многие отцы Церкви были глубоко образованными по своему времени людьми.
А что касается его духовного опыта, то об этом судить сложно. Нормативный воцерковлённый сразу начнёт оперировать «а кто у него духовник?», но это чепуха изрядная. Речь может идти только о том, что человек постиг сам. В своём деле он проявил можно сказать аскезу, т.к. всю жизнь свою предал проповеди и книжности.
Здесь вся трагедия в том, что его богословский полёт упёрся в заскорузлую систему церковной бюрократии, основывающуюся не на богословии и духовном поиске, а на вполне земных вещах. В новых публичных выступлениях Андрея Кураева много откровенного и честного о православном христианстве сегодня, о церковной ситуации, о генерации людей, выросших в церковной среде, но теперь резко критикующих деградацию официальной церковности и многое другое, с попыткой охвата общественно-политических процессов.
Когда-то именно он стал для меня тем автором, который открыл мир Православия, как мир колоссальной мысли и духовного опыта, а также Путь настоящего глубокого аутентичного христианства. В этом я ему благодарен и считаю его в некотором смысле учителем мысли. Наверное, он единственный автор, который сейчас может быть понятен думающей молодёжи. Вот ведь трагедия нашего народа и нашего времени в том, что такой он один, больше нет.
Для примера можно привести вот эту беседу с ним в довольно глубоком, рефлексивном ключе, с полным нонконформизмом по отношению к правящей группировке в церковной организации.
…
А также пример типичной передачи с Кураевым в программе «Особое мнение», упомянутой выше.
…
Комментариев нет