Сейчас мало кто хочет жить в современности, а тем более в футуристическом будущем. Это раньше актуально звучало «и снится нам не рокот космодрома». Теперь же жизнь так стремительно меняется, так внезапно исчезают ценности, которые еще недавно казались непреложными. Почва из под ног уходит. Неудивительно, что сейчас в 21 веке на пике популярности средневековье, романтика, этника, национальный колорит. Одним из способов ухода от реальности становится многообразное неоязычество, переплетённое плотно с течениями нью-эйдж. Оно не стоит на месте и вот мы уже видим не только привычное неоязычество, но и можем наблюдать за формированием более продвинутой версии — новоязычества.
Автор: Aroc Fluent.
Содержание
Наша языческая история.
Мне всегда было интересно, а почему нас учат чужой культуре, в то время как своя нам неведома? Вот уроки истории, литературы, МХК, из них мы узнаем про великую языческую греческую культуру, которая подарила миру много произведений искусства и демократию, культурные коды и философов. А что мы можем сказать про свою древность? Да ничего. От слова совсем. У нас де все традиции передавались изустно. Я вас умоляю. Если была письменность, а письменность была, факт, то наверняка были и записанные сакральные источники, ведь развитие языка напрямую связано с сакральным. Это аксиома, которая в случае со славянами почему то дала осечку. Брехня. Источники были уничтожены. Когда и кем, вопрос, требующий отдельного изучения.
Источники по славянскому язычеству.
Касаемо тех источников, что сейчас пытаются выдать за древнерусские летописи — сплошь новодел, ни одного подлинника, все списки, причем поздние, конца восемнадцатого, девятнадцатого веков. Книга Велеса подделка? Согласен. Тогда покажите мне русские летописные оригиналы. А, нетути?! Тогда о чем речь ребята? Чем вы отличаетесь от языческих новодельников?
А у язычников источников навалом. Сказки, былины, зодчество, песни, вышивка, пословицы и поговорки, праздничные традиции, бабулькины заговоры, перечислять можно до одури. Чем это не источники? Да если внимательно присмотреться, то и реконструировать ничего не нужно. Языческая традиция жива до сих пор, во многом кстати благодаря традициям церковным))), которые очень многое законсервировали и сохранили. Любой большой церковный праздник посмотрите, да там языческого наверное больше чем христианского.
Православна ли Россия на самом деле.
Непонятно также, когда говорят что наша православная вера насчитывает 1000 лет. Откуда такие цифры? Киевская Русь, да, но где Киев, а где Казань? Да у нас с Череповца начинается зона священных рощь, многие из которых используются по прямому назначению. Мы сейчас, в двадцать первом веке, в церкви свечки ставим, а в это самое время в республике Мари-Эл проводят языческие обряды в священных рощах! И не малолетки, а бабульки с дедами., мужики, бабы, дети, короче картина как у нас по церквям. Традиция, не прекращалась даже в советское время. Надо ли упоминать, что Мари-Эл это Россия, которая якобы крещена как тысячу лет уже? Знаете сколько в этой республике священных рощь? Около пятиста! Пятиста Карл! Только в Мари Эл. А кроме Мари Эл священные рощи есть также в Кировской, Нижегородской, Свердловской и Пермской областях, в Татарии, Удмуртии, Башкоркостане… и т.д. Погуглите, посмотрите, инфа доступна, офигеете на раз. И после этого слышать бубнеж- «тыщу лет как крещены, просвещены, православные, вера дедов», ау, православные! Какие тыщу лет? Откуда? Три четверти России матушки какие угодно, но только не православные. И никакое «небывалое возрождение» уже не поможет.
Тема обширна и акутальна, эх времени на все нет.
Генезис новоязычества.
Наткнулся на интересную статью некоего Олега, который позиционирует себя не как неоязычник, а как новоязычник. Главное отличие неоязычества от новоязычества, по мнению самого автора, в самом подходе к предмету. Если неоязычники больше похожи на игровиков-реконструкторов, заигрывающих со свастиками и расшитыми рубахами, то новоязычники вычленяют лишь главное, тщательно выделяя и систематизируя только лишь из достоверного академического материала. Посмотрел я этот материал и понял, что время для наших «православных миссионеров» безнадежно упущено и они проморгали действительно серьезного идеологического противника. Новоязычество, учитывая ошибки предыдущих версий и скоропалительных поделок, показывает действительно серьезный уровень. Отмахнуться и позубоскалить как с инглингами уже не получится. Может быть они не так многочисленны, но задел основательный и явно расчитан на перспективу. Вообще если проследить путь современного язычества с восьмидесятых и поныне, то можно констатировать прямо таки победоносное шествие. Количество языческих пабликов в том же контакте огромно, количество подписчиков в группах огромно, количество разрабатываемых тем огромно. А православные «миссионеры», вместо того, чтобы успеть приспособиться к новым реалиям, упорно продолжают сраться с протестантами и доказывать всем и каждому апостольское преемство. Ребята! У вас под боком целая языческая вселенная, которая по числу приверженцев легко перекроет всех ваших прихожан, а вы до сих пор докапываетесь до единоверцев. Точка невозврата пройдена, теперь только наблюдайте, шевелиться уже поздно.
Накопление культурного материала о подлинном язычестве.
Неоязычество хоть и не имеет такой преемственности как шаманизм, но и не возникло на пустом месте. Двоеверие существовало в нашем народе всегда, достаточно вспомнить всякие масленичные костры, бабушек шептуний, без которых деревня не деревня, простейшие суеверные ритуалы и т.д. Если все эти разрозненные пазлы сложить, то окажется, что язычество никогда и не пресекалось, а только лишь было разбавлено, как маляры разбавляют один колер другим. Поэтому меня всегда смешат такие заявления, которые признают, что древнее язычество навсегда утеряно и не может быть реконструируемо в принципе. В качестве единственного авторитета ссылаются на академика Рыбакова, называя других фантастами. На самом деле реконструкция возможна и довольно детальная. И если уж она началась, то это кому-то очень надо.
Сейчас в новоязычестве идёт накопление материала и его систематизация. А материал обширный. Допустим сказки, желательно брать без цензуры и редакции. Жесть еще та, но есть очень интересные. Былины, сказания, фольклорные песни, пословицы… а какая ширь в самом языке, иногда так бывает интересно посмотреть словари устаревших слов, выражений. А взять вышивку, сколько там запрятанной символики, да там целый символ веры… Опять же традиционный праздничный календарь, частично заимствованный и переделанный Церковью. Сколько там никем не осознаваемых, но стопроцентно языческих традиций. Та же Троица например. Обычай украшать храмы березовыми ветками чисто языческий, восходит к Майскому дереву и русалиям. И т.д и т.п можно продолжать очень и очень долго. Есть традиции почти утерянные, которые сейчас подхватывают почти на последнем издыхании, допустим те же гусли. То же не простой инструмент, демиургический, повторяющий звуки Творения. Церковь запрещала игру на гуслях, тем не менее до 20 века эта традиция была еще жива. Пишу сейчас галопом по Европам, потому как тут по каждому отдельному слову можно книгу писать… или читать.
Уход в свободу от пыльного христианства.
Мне кажется энтузиазм роста неоязычества сегодня напрямую связан с попыткой обретения свободы. Приведу в пример сетования В.Розанова, когда он вспоминая свое детство, припомнил случай с зубрежкой катехизиса. Говорит, сижу у раскрытого окна с книгой, а на дворе июнь, солнце, сирень цветет, потом перевожу взгляд в пыльную книгу и ничего понять не могу.
Проблема христианства в том, что зачастую оно предстает именно в виде пыльного катехизиса. У Христианства потрясающие потенции, громадный багаж накопленных уникальных сокровищ боговидения, но все это под спудом пыльного катехизиса. Христос ведь не в книгах, да и Дух дышит где хочет, а не где Ему велят бородатые дяди, а у нас по сути все скатилось обратно к обрядности Ветхого Завета. Все жестко, железобетонно, регламентированно, ритуализированно, душно, безвыходно. Заодно для простого человека все очевидней становится уготованная ему роль, в Государстве винтик, в Церкви раб и овца, которую держат то ли на шерсть, а то ли на мясо.
Вот этот то момент и является центральным, человек хочет убежать подальше, на волю, туда где он не овца, не раб, не винтик. Потому и говорит с гордостью неоязычник «мой Бог меня рабом не называл», «мы дети богов, Сварожьи внуки». У человека только плечи расправились, он задышал свободно и ему абсолютно насрать на ваш пыльный катехизис, он теперь там где солнце, сирень и лето, он теперь в Сварге. И ему абсолютно так же насрать и на то, что возможно это чье то там реконструкторство или фантазии, главное он нашел себя, ребенка богов.
Дальнейшие перспективы нео и ново язычества.
Кроме своей естественной реконструкторской, оккультной, ньюэйджевской среды, неоязычество будет усиливаться в том числе и в виде «церковном». Фактически уже сейчас христианское сознание редкий гость в церковной среде. Просто процесс форматирования языческого культа в удобной для всех обёртке продолжится. И будет конкурировать между собой язычество открытое и язычество церковное.
Новоязычество же претендует не просто на лидерство среди неоязыческой среды, оно претендует на установление нового культурного пространства, на концептуальное лидерство и имеет для этого неплохие шансы, т.к. также может ссылаться на древних праотцев и род.
В тот момент, когда неоязычество обретёт не только концептуальное, но и организационное единство, оно станет интересно государству, которое легко может поменять привычных церковных чиновников в рясах на официальных фуршетах на новых и креактивных жрецов и волхвов.
Один комментарий
Очень хорошая статья. Бегло, но в тему