Обывательское празднование Пасхи

2018-04-08

Наступила Пасха, т.е. вернее будет для нас христиан сказать Воскресение Христово. Значительная часть населения в наших местностях центральной России причисляет себя к Православной Церкви, поэтому считает этот праздник своим и стремится приобщиться к процессу. Вот тут и начинается самое интересное. 

Очень характерными являются как личные «поздравления», так и мимишные картиночки в соцсетях. Чего только не желают: и здоровья, и счастья, и любви, и много денег и много других важных мирских ценностей, которые любой язычник одобрил бы с точки зрения своего культа и чего обычно желают на любой типовой «новый год». Просто обыватель не знает других смыслов «позитива» для жизни.

Также странным представляется само «поздравление». С чем? Понятно, что в современном российском обывательском лексиконе принято поздравлять без вкладывания смысла. Но тут вроде как, судя по названиям, речь о чём-то христианском, а в христианстве не может быть ничего бессмысленного, тем более у нас в Православии, где догматическое мышление является одним из важнейших условий веры.

Тут позитивно настроенные граждане возмутятся, мол как это «с чем»? Ты чё, неверующий что ле? Мы тут все на позитиве, всё так атмосферно и необычно, идём строем светить или святить, сами не знаем, вкусняшки, а ты тут кайфец ломаешь. Ты это, не умничай, а вливайся, вливайся в коллектив, мы тут все как один одинаковые и думать лишнее это не правильно, опять же будь проще и к тебе потянутся люди.

Но я отвечу вам,

что сколько не ищи,

ты всё равно не сможешь всё узнать,

получишь к тайнам ты ключи,

но истина всё ж будет ускользать…

Лично для себя я знаю с чем, но не понимаю как с этим можно поздравлять. Давайте всё же разберёмся со смыслами.

Воскресение Христово это не «день памяти» это даже не дата события, т.к. всё это календарно условно и больше имеет благочестивый символизм в традиции.

Воскресение Христа это даже не воспоминание о том, как Христос Воскрес. Это сопричастие Воскресению, так же, как это происходит в каждой литургии общины верных (а не захожан). И это не символизм в светском понимании. Замечу сразу, что в Христианстве вообще другое понимание символа, символ это соединение, а не изображение чего-либо. Это ключ сопричастности.

Так с чем поздравляемся? Христос Воскрес, победил смерть и даже «сущим во гробех» даровал жизнь, т.е. всем тем прежде жившим людям, чаявших (ожидавших) прихода Спасителя. Из ада вывел он Адама и Еву и всех праотцев. Он победил смерть, поразившую человечество после грехопадения Адама и Евы и дал всем верующим в Него лекарство бессмертия — возможность приобщения к новой человеческой природе, восстановленной от греха и сопричастной божественной природе через обожение. И вот путь христианина это прорастание этой новой жизни через наше человеческое и восстановление нашего подлинного человеческого, как мы созданы изначально и как Господь нас создаёт каждого как уникальную личность в любви.

Читайте также:  Путь души

Христианин может поздравить христианина, изливая от сердца к сердцу радость пребывания в благодати и живом общении со Христом. И тут уместно ответить на слова «Христос Воскресе! — Воистину в нас Воскрес и мы с ним совоскресли!

Но это то, чего сопричастниками становятся мало кто из людей, т.к. сегодня трудно найти общину верных, а не просто храм, где отправляются культовые услуги. Я тут наверное удивлю многих, но христианские таинства возможны лишь только в собрании верных, т.е. когда по-настоящему верующие христиане собираются в своё собрание, тогда там среди них совершаются таинства, главным из которых является Евхаристия. Помните что об этом написал ап. Павел? Приведу его слова, которые обычно мало кто держит в уме.  Это слова о причащении, к которому многие так бездумно сегодня относятся.

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (Первое послание к Коринфянам 11:27-30)

Вряд ли о чём-то таком задумывается средний руки обыватель, т.е. большинство. Обыватель, «светящий» кулич и яйца в храме в Великую Субботу он ищет земной «благости», чтобы совершение некоторых культовых действий ему дало позитив. Для обычного посетителя храма на Пасху и на прочие «знаковые» празднования это приобщение к ещё одному «освящению» по механике любого языческого культа. Будь у нас культ Диониса или Зевса Спасителя, все точно также шли бы там освящать приношения. Народная религия она по сущности языческая (язычество это и есть «народная религия»). Так было во всех религиях. А вот христианство пришло в мир с чем-то противоположным этому. Христианство антирелигиозно в своей сути.

Но в нашей реальной практике места христианству не много, а сами служители культа поддерживают все эти народные милые обычаи и растущую вокруг этого субкультуру, самозабвенно заблуждаясь насчёт реальной природы «популярности» культовых праздников. Есть лукавые объяснения, мол через приобщение к образам и символам, человек потом придёт к смыслу христианства. Отнюдь, он лишь убедится в верности своего языческого мышления, которое у нас называют ещё обрядоверие. По факту мы имеем лишь оболочку от Православия, с правильным древними текстами на богослужениях и уже не совсем правильными картинками (деградировавшей иконописи 19-го века).

Об этом можно долго говорить и приводить примеры, но это уже потребует знания внутрицерковных вопросов. Скажу лишь просто  словами Андрея Кураев — Православие это неизвестная религия в России.

Автор: Пашков Виталий. Переславль-Залесский.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *