Церковная организация в апостольский век

2017-04-24

В данном заметке предлагается нормативный схоластический взгляд на происхождение церковной иерархии из апостольского века. Многие вопросы взяты очень поверхностно ввиду краткости формата работы. Некоторые понятия могут изменяться по мере изменения угла зрения на представленный вопрос, в особенности же через понимание окружающей обстановки той эпохи и нашей.

Автор: Пашков Виталий. Переславль-Залесский.

Не стоит воспринимать сегодняшние названия чинов церковной иерархии как идентичные по содержанию тем, которые были в апостольский век. Изменения по сути произошли кардинальные и сегодня содержание чинов священной иерархии также претерпело серьёзные изменения в следствие развития внешних институтов Церкви. На это наложились многие исторические особенности существования поместных церквей в том или ином культурном окружении.

Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Передача ключей»

Содержание

Ранние христианские источники о церковной иерархии.

В данной работе, целью которой является опровержение мнения о «благодатном анархизме» христианской общины апостольского века, я хочу использовать, кроме непосредственно текстов Нового Завета, сочинения мужей апостольских, живших в апостольский период или непосредственно примыкавших к этому времени. Их сведения об устройстве общин для нас важны тем, что по состоянию управления Церковью непосредственно в апостольское время и во время мужей апостольских, можно судить об основных тенденциях формирования внутренней иерархической структуры общин, подтверждая или корректируя выводы, сделанные на основании апостольских текстов. Из таковых я привожу двух более всего говорящих о церковной организации: Климент Римский и Игнатий Богоносец. Кроме того, сочинение, несомненно, предшествовавшее им «Учение 12-ти апостолов».

Климент Римский был епископом Рима в конце первого столетия и соответственно жил непосредственно в апостольское время. По сообщениям Оригена и Евсевия (Писания мужей стр. 67) он был сотрудником ап. Павла и упомянут им в послании к филиппийцам. Это для нас важно в том смысле, что он непосредственно черпал предание от апостолов и являлся авторитетным интерпретатором апостольского учения. Его послание к коринфянам посвящено теме правильного иерархического устройства Церкви в связи с нестроениями в коринфской общине.

Игнатий Антиохийский жил примерно в то же время что и Климент. Его называют учеником Иоанна Богослова, но также Петра и Павла, что, впрочем, не исключает одно другого, потому как Антиохия была местом трудов апостолов Петра и Павла, а по их смерти Иоанна. Для нас его сообщения важны в том же смысле что и Климентовы.
«Учение двенадцати апостолов» — сочинение апостольского периода, примерно написанное в восьмидесятых годах первого века т.е. написанное до посланий Климента и Игнатия.
Кроме того, приводятся тексты и мысли из богословской и церковно-исторической литературы, помогающие прояснять и анализировать рассматриваемые вопросы. Также используются тексты из сочинений протестантских церковных историков для показания контраста между церковным взглядом на священную иерархию и западным обмирщённым, т.е. таким, который за главные движущие причины событий принимает закономерности мировой истории, а не действие Бога.

О благодатности и харизматичности первохристианской общины.

Христианская вера основана на свидетельстве группы учеников, избранных Самим Иисусом. Эта уникальная проповедь о смерти и воскресении Христа запечатлена даром Духа Святаго в Пятидесятницу: её подлинность основана на живом общении с Христом, совершающемся действием Духа Святаго внутри церковной общины. Само это приобщение в полноте осуществляется в поместном евхаристическом собрании – экклесии.
Книги Нового Завета и ранние Отцы показывают, что церковные служения определялись своей функцией внутри местной евхаристической общины: под председательством епископа (или «надзирателя» — епископос) пресвитеры (или «старцы») и диаконы («служители», которым вверены социальные функции) стали постоянными и непременными в каждой христианской общине. Обращаясь к текстам Нового Завета, мы погружаемся в атмосферу харизматической благодатности, проникновенности Духом Божьим первоапостольской общины. В жизни христиан, описанной в Новом Завете, чувствуется коллосальная духовная свобода, являющаяся как бы лейтмотивом Павловых посланий «К свободе призваны вы братья … » — Гал. 5, 13.

Общность жизненных интересов, братство и радость спасения во Христе, казалось, являлись единственным средством единения в одних мыслях и одних чувствах первых христиан. И действительно, взаимная братская любовь явилась тем цементирующим веществом, которое связало души и сердца, верующих в Спасителя, по слову Его «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» — Иоанн. 13, 35.

Первоначальная структура иерархии в ранней Церкви.

Роль иерархии как будто неакцентирована в апостольской общине, но это лишь потому, что эта роль естественна для самого характера христианского общества.
Священная иерархия послужила основой возникновения и существования Церкви. Это видно из того, что первоначально служение евхаристии и харизматические дары были даны 12-ти апостолам на Тайной вечере и в день Пятидесятницы. Эта центральная роль иерархии подтверждается сообщениями мужей апостольских. Представляется важным указать на то, что в раннехристианской литературе наблюдается определённое развитие понимания роли епископа, пресвитера и диакона в сравнении с книгами Нового Завета.

Образ Христа и епископ.

«Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают всё без него. Такие, мне кажется, не добросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания» — К магнез. гл. 4. 280
«Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» — Траллийцам гл. 2. стр. 286.
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно» — Смирнянам гл. 8 стр. 305

Первоначальное смешение ступеней иерархии.

Первоначально структура иерархии в Церкви не была твёрдо определена, особенно это касалось регионального управления. На уровне конкретной общины не было чёткого различия между епископом и пресвитером. В текстах посланий ап. Павла их функции смешиваются (1Тим. 3, 1-7). Епископы в апостольский период были руководителями отдельных общин и часто совсем небольших.
«Вначале епископ стоял во главе одной только общины – как в наше время настоятель прихода, — и такие общины часто были совсем небольшими» — (7, стр. 44)
«Ни Новый Завет, ни ранняя христианская традиция и практика не знали какой-либо формально определённой организации Церкви выше уровня местной евхаристической общины. Однако во все времена вера Церкви предполагала твёрдое сознание единства поместных церквей. В апостольские времена единство это выражалось, например, в моральном авторитете первоначальной иерусалимской общины» — (7, стр. 51)
В Деяниях апостольских и посланиях ап. Павла уже даётся определённое представление о степенях иерархии и особенностях каждой степени священства, кроме чёткого различения епископов и пресвитеров. Можно также отметить, что епископы представляли в Церкви как бы принцип монархический, тогда как пресвитеры — коллегиальный, а апостолы – пророческий, харизматический.

Диаконы.

В 6 главе книги Деяний описывается избрание и рукоположение семи диаконов. Показано, что их диаконское достоинство есть не только результат жребия, но также и особенного рукоположения от апостолов, чем установлен преемственный принцип существования для иерархии.
«Смотри, как он (писатель) немногословен; не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвою. На мужа возлагается рука — вот в чем состоит хиротония; но все совершает Бог…Смотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же, этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным (как избранный и рукоположенный), чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак (чрез рукоположение) сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, о нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа» — (9, гл. 6)
Сразу же было показано, что служение диаконов не сводилось к социальным функциям, они также активно проповедовали и даже совершали крещения (Деян: 6, 8-9. 8, 5. 8, 38). Хотя у святых отцов нет единого мнения, что семь диаконов были диаконами именно в смысле степени священнослужения.
Интересно отметить мотивацию апостолов при поставлении диаконов: «не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» — (Деян. 6, 2)
Это явное подтверждение учительной функции иерархии.

Власть апостолов.

В 15 гл. Деяний рассказано об апостольском соборе в Иерусалиме. Здесь апостолы являют свою власть в вопросах канонического управления (обрезание, необрезание) и в вопросах нравственно – духовной жизни (Деян: 15, 28-29). Следует обратить внимание на особое положение иерусалимского предстоятеля св. Иакова Праведного, что свидетельствует об особом иерархическом и моральном авторитете иерусалимской общины.
В посланиях 1 и 2 к Коринфянам ап. Павла утверждается апостольская власть над общиной: 1 Коринфянам 5, 3 – « И я, отсутствуя у вас телом, но, присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас…»
Павел действует своей апостольской властью даже заочно в решении внутренних вопросов коринфской общины.
9, 3-14 – Павел говорит об апостольском праве жить от благовествования.
12, 28 – Апостол указывает на апостольство как на один из даров Святаго Духа в Церкви, указывая « во первых», тем самым, показывая священный характер апостольского служения.
2 Коринфянам
8, 1-16 – Это место вкупе с 1 Кор. 16, 1-3 говорит, что сбор средств для благотворительности внутри церковной организации тоже был в ведении апостольском.
13, 10 – Апостол может употребить строгость по власти, данной от Господа к созиданию, а не разорению.
Данную власть мы можем приписывать также и тем, кого апостолы поставляли вместо себя в общинах – епископам.
Одним из таких епископов был Тимофей, к которому Павел пишет: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез моё рукоположение» — 2Тим. 1, 6.
И ещё об управлении поместной церковью: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» — 1Тим. 5, 17.
Дополнительно следует указать на слова Спасителя относящиеся к власти апостолов, как установительные для данного служения:

Спаситель об апостольской власти.

« И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» — Мф. 10, 1.
«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» — Мф. 10, 40.
«И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» — Мф. 16, 18-19.
Об учительстве.
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» — Мф. 28, 19-20.

Иерархия и священнодействие.

Священнодействие иерархии выражалось в совершении таинства евхаристии, а также прочих таинств: крещения, рукоположения, елеопомазания.
Крещения совершали все три степени священства, рукоположения апостолы и по их указаниям епископы (Тит. 1, 5), елеопомазание пресвитеры (Иак. 5, 13-15)
Итак, мы видим, что в век апостольский существовали три степени священства: диаконы, пресвитеры и епископы, причём епископы не выделились ещё как блюстители над несколькими общинами, но исполняли ещё функции руководителей отдельных общин. Однако иерархия уже существовала и имела все соответствующие ей атрибуты: священнодействие, управление, учительство.

Потребность борьбы с ересями и язычеством.

Кроме указаний на свидетельства о существовании и роли священной иерархии в Новом завете и раннехристианской литературе, можно сказать и об исторических потребностях христианского сообщества, стимулировавших проявление функций управления иерархии. Таковые потребности были следующие: необходимость противостояния ересям, забота о материальных нуждах общины, организация правильных форм духовной жизни, сношения с другими общинами и пр.

Служители Церкви призваны были целенаправленно заниматься решением текущих, но достаточно серьёзных, вопросов жизни христианской общины, которые не могли решаться от случая к случаю, таких как: «совершение евхаристии, толкование Писания, испытание поступающих учителей, наставление лиц желающих принять крещение, проповедь среди неверующих, духовное попечение о верующих, надзор над нравственностью в семьях, призрение больных и бедных, заботы о достойном погребении умерших, поддержание сношений с другими общинами.

«В результате необходимости борьбы христиан с нарастающей угрозой гностицизма Церковь вырабатывает устойчивые нормы христианской веры (апостольское предание и символы веры) и органы для охраны этих норм» — (5, стр. 278-279).
В протестантской исторической литературе можно встретить мнение о том, что внешние причины послужили причиной появления иерархии в Церкви. Но это мнение не согласуется с ясными свидетельствами Св. Писания и учителей Церкви.

Тайна иерархии.

Священная иерархия происходит из самой благодатной глубины Церкви. Она существовала всегда и, по сути, не имела развития, но проявляла себя различно в каждой эпохе. Мы выяснили, что христианские писатели апостольского века достаточно ясно и недвусмысленно говорят о церковной иерархии, описывая её как установление апостольское, священное, прочное, что является надёжным свидетельством существования её среди христиан. И, конечно же, при таком подавляющем количестве свидетельств о значимости и месте церковной иерархии в раннехристианской общине, невозможно говорить о размытости или фрагментарности её роли в апостольский век.

Царственное священство.

В священном Писании встречается термин «царственное священство», означающее, что все верные призваны быть священниками Бога Живого. Это не отменяет и не заменяет иерархии, но в то же время делает её функцию напрямую зависимой от общего состояния приобщённости благодати и даров Духа.

Вот что пишет об этом в своей книге прот. Николай Афанасьев «Церковь Духа Святого».

«При вступлении в Церковь верующий через ниспослание Духа поставляется на служение в Церкви. «Полнота благодати – omnis gratia» – имеет абсолютный, а не относительный характер, постоянный, а не временный, т. к. только харизматики могут быть членами Церкви. Дар Духа, который получает каждый верный в таинстве приема в Церковь, есть харизма царственного священства. В Церкви нет даров Духа без служения, как нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви…
Священническое служение всех членов Церкви находило свое выражение в Евхаристическом собрании. Никто не мог при­нимать участие, по выражению псевдо-Ареопагита, в «священно-совершительной Евхаристии»1 , не будучи поставлен в звание священника Бога Вышнего. Евхаристическое собрание было соб­ранием народа священников, который священнодействовал Богу «во Христе»…»

Отсюда можно понять, что священники и епископы это не особенно выделенный клир или высокопоставленное жречество, а Primus inter pares (первый среди равных) в собрании верных. Без живого благодатного единения с телом Церкви верных в любви все чины и саны не имеют никакого значения. А посему, нарушающий закон любви в Церкви сам себя низлагает.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *