Большевизм vs религия

2019-05-29

Взаимоотношения религии и общества стали осмысливаться всё острее и предметней в последние годы, когда религия пошла в наступление на те сферы, которые общество считала исключительно своими. В свою очередь это подняло массу вопросов о прошлом, где каждая сторона ищет основания для своей позиции. Особенно это касается недавнего советского прошлого, о котором накопились массы идеологических штампов и откровенных вбросов в результате целенаправленной идеологической антисоветской обработки постсоветского населения. На этой ниве также преуспели, к сожалению, и представители религии, связавшие себя именно с антисоветизмом.

Этот вопрос довольно большой и весь его в рамках статьи разобрать невозможно. Однако в данном случае я бы хотел разобрать тем мифы, которые генерируются представителями религиозной среды сегодня, когда идёт «ренессанс» религии, что создаёт серьёзное напряжение в обществе. Церковная организация начинает претендовать на серьёзную роль в сфере государства, общества, социальных отношений, что поначалу вызывало недоумение и где-то насмешки, а теперь резкое неприятие и протесты, переходящие, как это было в случае с попыткой застройки сквера в центре Екатеринбурга.

Апологеты увеличения роли религии в обществе и государстве ссылаются на то, что «русь была православной» и процветание страны невозможно без возрождения веры и духовности. Эта идея для продвижения клерикального влияния и приближения к бюджетам для неподготовленных людей кажется ослепляющей и очевидной, однако же она исходит из ряда штампованных заблуждений. Давайте поразмышляем.

Содержание

Странности сознания политизированной религиозности

Сегодня, как и сто лет назад, мы наблюдаем в церковной среде очень близкие политические воззрения, именно политические, которые из самой религии напрямую не исходят. Как будто их переиздали репринтом из той эпохи. Результат ли это только целенаправленной работы агентов влияния или какая-то родовая черта религиозной организации тема отдельного рассмотрения. Вместе с переизданием взглядов той эпохи мы можем поиметь и те же проблемы, которые поставили на грань выживания нашу страну.

Странность первая в том, что под соусом религии предлагается исповедовать определённую политическую позицию, в данном случае антисоветскую. При этом те же люди стенают о том, что с их идейными предшественниками советская власть как-то не особенно гуманно обошлась. Ну, господа, вы хотя бы дружите с элементарной логикой. Если вы заняли определённую политическую позицию, а в те времена это была антисоветская позиция, поддержка белого движения, оккупантов, то и будьте готовы ответить за участие в политике. А то странно получается, что вы от большевиков ожидаете поведения абсолютных непротивленцев, которые после удара от вас в спину будут вам ещё и культовые сооружения оплачивать. Имейте хотя бы логику, про совесть не говорю.

Несомненно, что политическая пропаганда в виде антисоветчины в церковной среде это не случайность, этим занимаются вполне конкретные заинтересованные силы, в том числе из-за рубежа. Особенно потянуло этой тухлятинкой антисоветской как только произошло воссоединение РПЦ с РПЦз. Вот тогда и открылся канал всей этой накопившейся желчи белогвардейской среды, ненавидевшей нашу страну после бегства отсюда, попутно прислуживая то Гитлеру, то работая на ЦРУ. Оттуда же культ царя и истерия о сакральных жертвах.

Роль церковной организации в государстве тогда и сейчас

Тема гонений на религию очень активно сейчас используется как аргумент, что религиозной организации надо что-то там вернуть,  передать, возродить за счёт почему-то государства. Мол вот плохие советские власти разрушили, отняли, надругались, а теперь пришло время всё возвернуть на свои места. Какие именно такие свои места? Церковная организация в Российской империи занимала совсем другое положение и несла совсем другие функции. Во-первых, это была совершенно другая эпоха, ещё до конца не вышедшая из феодализма, где религия играла несоизмеримо большую роль, чем в современном секулярном государстве и обществе. Там это было фактически «министерство» государства, так это и было задумано ещё со внедрением коллегий при Петре 1 и так оно докатилось и до времени падения дряхлой империи. Притом подавление Православия в церковной организации от государства доходило до того, что предписывалось, например, нарушать таинство исповеди в полицейских целях (Указ Синода от 1 мая 1722 года).

Фактически именно феодальные пережитки во многом были ответственны за дряхление и разрушение государства в условиях новой эпохи. Отсюда понятно, что совершенно невозможно переносить в наше время представления о роли религиозной организации из совершенно другой эпохи и другой страны, где церковная организация была частью гос. аппарата, это даже есть прямое нарушение закона, поскольку всё таки религия у нас отделена от государства. Если реставраторы клерикализма не видят очевидных опасностей его нарастания для выживания нашей страны, то общество об этом подумать должно.

В те времена имперской церкви храмы и недвижимость религиозного назначения содержались государством. Даже более того, исполняли некоторые функции госучреждений. Например, функции ЗАГСов выполняли приходы, куда были приписаны подданные православного вероисповедания. Существовала принудительная система посещения храмов служащими.

Нет никакой логики в том, чтобы в другую эпоху в другом государстве с другими законами возрождать структуру другого государства из другой эпохи с абсолютно другими основаниями жизни. Это полный абсурд.

Отношение большевиков к религии

Здесь можно рассмотреть причины и мотивы советских руководителей и идеологов в их отношении к религии и религиозной организации. Многие большевики были или из религиозной среды (вышедшие из семей служителей культа или религиозных людей) или хорошо понимали специфику русской религиозности и церковности. Это не были какие-то рептилоды-сатанисты, решившие извести под корень «святую веру». Отношение к религии было вполне себе прагматичным.  Сама по себе религия воспринималась как  пережиток старого мира, который надо было «до основания разрушить, а затем…». Перед руководителями нового русского государства Советов стояла задача создать и развить общество на новых основаниях — справедливость, равенство, братство, равный доступ к возможностям и саморазвитию каждого и пр. Под это создавалось новое мировоззрение, где не было места «религиозным предрассудкам», да и религии вообще. Хотя при этом именно благодаря усилиям большевиков были сохранены многие русские и религиозные культурные ценности, поднято на высокий уровень музейное дело, наука истории и т.д.

Справедливость и дальновидность борьбы советских властей с пережитками царизма, гражданской войны и пропаганды белогвардейщины и спаянной с ней части религиозных деятелей можно увидеть в том, что во время второй мировой войны появилось немало коллаборационистов, служивших нацистам, многие из которых были как раз запропагандированы в антисоветском ключе, что привело к значительно большим жертвам.

Является ли церковная организация носителем генеральной линии нашей культуры?

Вот мне сейчас скажут, мол ведь Православие это кладезь духовности, всякая там богатая культура мысли, вообще квинтэссенция истории мысли, культурный код и прочее. А клятые большевики всё это поломали и не оценили такую высокую роль Православия в жизни страны, уничтожили лучших представителей народа.

На сие я отвечу следующее. А вы часто встречали в церковной организации людей, являющихся носителями этой высокой духовной культуры? Я вот нет при всём опыте собственно церковной жизни. А вот всевозможные вредоносные мракобесные мнения и воззрения сколько угодно. И как только «правильные» проповедники с этим не борются, именно мракобесие составляет фактическую актуальную среду в религии. Сколько лет, десятков лет уже проповедует профессор Осипов, который на значительную аудиторию преподаёт вполне себе чистое православное учение, обличает каверны духовной жизни, всевозможные отклонения и извращения, но воз и ныне там. В массе религиозной популярно совсем другое — земличка или маслице с могилки какого-то модного в данном сезоне «святого». Это пипец, товарищи православные.

Дабы не вдаваться в сторонние рассуждения, предложу к вашему вниманию достаточно подробный ролик на тему Православия и культуры, православной культуры от студии товарища Гоблина.

Взгляд большевиков на церковную организацию

Христианство большевики не рассматривали как субъект, с которым бы они боролись, они всё же были нерелигиозны (хотя в некотором , интерпретаторы истории от религии просто слишком много о себе думают и ставят линию отношений с остатками религиозных структур как чуть ли не генеральную линию. Для большевиков церковная организация была рудиментом старого общества, частью старого царского госаппарата, инструментом пропаганды царизма. Поэтому такая структуру была не нужна. Более того, события сразу после революции ясно показали, что подлинных адептов религии крайне мало, т.к. после декрета об отделении Церкви от государства вся эта громоздкая структура с огромной недвижимостью была отпущена в свободное плавание и вдруг выяснилось, что без царской охранки, без законов по принуждению к православности большая часть «паствы» перестала ходить в храмы, что было обязанностью для многих чинов в Российской империи. А оставшиеся без прихожан храмы на собственном обеспечении быстро стали приходить в негодность, что повлекло за собой необходимость их перепрофилирования в хозяйственные объекты или разборку.

Имперская церковь воспринималась именно как часть монархического государства, как его неразрывный элемент, идеологический аппарат. А такие рудименты новому государству были ни к чему. Также во время революционных событий и после во время гражданской войны многие служители культа поддерживали врагов советской власти, прямо или косвенно поддерживая беляков и оккупантов, ринувшихся дербанить нашу страну после падения режима либералов в виде временного правительства. Многие религиозные деятели были проводниками антисоветской пропаганды, что было уже не вопросом мнений, а вопросом государственной измены, за что полагались вполне конкретные меры. Именно за такие деяния и пострадали по крайней мере некоторые, которых потом причислили к «новомученникам». Естественно, что были и «перегибы на местах». В целом была установка не плодить мучеников религии.

Очень характерную мысль Сталин высказал на встрече с американской рабочей делегацией в 1928 году. Тогда он призвал не просто к антирелигиозной борьбе, но к полному искоренению религиозной структуры:

Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам. Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким «коммунистам» не место в рядах нашей партии.

(«Беседа с первой американской рабочей делегацией» т.10 стр.132.)

В данном случае обнажённо видно отношение к религии по принципу реакционности религиозной организации и духовенства.

Антирелигиозная пропаганда

Особенно любят вспоминать советскую антирелигиозную пропаганду в разные периоды советского государства. Особенно яростно она велась в первые десятилетия вплоть до начала Великой Отечественной Войны. Наиболее эпатажный и известный журнал «Безбожник» вышел последний раз в июле 1941-го года.

Как предполагает Андрей Кураев, Сталин понял, что на фоне начавшейся войны пора закрывать внутренний фронт войны с религией. Вполне может быть. Правда лишь позже стало ясно, была ли это принципиальная позиция или просто временный манёвр, поскольку в условиях войны на выживание заниматься ещё и антирелигиозной пропагандой не было сил. Судя по продолжению ограничения религии после Сталина, общая стратегия не поменялась. Послабления были временными и уже с осени 1948 года, после проведения в Москве Совещания глав и представителей православных Церквей, итоги которого были разочаровывающими с точки зрения продвижения внешнеполитических интересов Кремля, прежняя репрессивная политика была в значительной мере возобновлена.

Сам размах борьбы с религией был довольно большой в годы первых пятилеток. К 1940-му году число членов «Союза воинствующих безбожников» составляло 3 миллиона человек. Понятно, что это была в некотором роде кампанейщина и реальных активных членов было многократно меньше. Но своё дело антирелигиозная пропаганда сделала и советское общество вплоть до периода деградации советской элиты, идеологии и структуры в 80-е годы было не особенно религиозно, что, в том числе, позволило сделать серьёзный рывок в развитии науки и техники, социальной сферы, экономики, образования и медицины и многого другого. Развитие СССР было многогранным и повсеместным для всего народа, а не только для кучки феодалов и буржуа, как это было в царской империи. Можно сказать, что достижения советского народа были вершиной развития русского народа за всю историю, что подтверждает верность выбранного в Русскую революцию пути.

В заключение можно сказать то, что мы опять наступаем на грабли истории. Представители религии сливаются с государственными структурами, идёт навязывание религии в учреждения образования, агрессивная политика «возвращения» церковной собственности из другой эпохи в 21-веке. Это создаёт ещё одну очень мощную линию разрыва нашей страны перед лицом нарастающих вызовов новой эпохи, где нет места никакой дремучей идеологии. Нам нужна живая идея нашего будущего, а не выкапывание и раскрашивание мумий нашего прошлого.

Если мы принимаем Православие и в целом христианство, как важный элемент нашего культурного возрождения, то давайте возможность развивать именно это тем, кому это нужно. Но для этого совсем не нужно и даже время поднимать из могилы пыльные структуры умершей империи. Это уже не религия, а политика. Мы же не хотим заразиться бациллой ветхости и деградации от неё? Мы же не хотим попрыгать на граблях истории.

Виталий Пашков.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *