Современная социология религии берётся изучать религиозные сообщества, пользуясь при этом обычной научной методологией исследования. Однако, при таком подходе изучается лишь «кожа» данный сообществ и игнорируется то, что на самом деле цементирует общество верующих.Представляется неверным использование методологии социологии религии применительно к сообществам, целью деятельности которых является усвоение Слова. Любое сообщество в той или иной степени верующих людей хоть и является подсистемой социума в целом, но это его свойство в данном случае акцидентарно и не может являться предметом исследования, т.к. в этом случае оно теряет свою онтологическую духовную уникальность. Мы не можем признавать единство социальных законов общества христианского и внехристианского. Об этом ясно говорит Писание: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» — (2Кор.6:17,18)
Если же мы де-факто, гонясь за «научностью» наших исследований, признаём внешнюю социологию вполне удовлетворительным иструментом для описания специфики сообществ верующих, то мы отменяем иноприродность общества верующих, как Тела Христова, его неотмирность.
Этим я хочу сказать, что внешняя (научная) социология описывает устройство общества людей ветхих, и не может совершенно определять характер жизни сообществ верующих, действующих по благодати: в праведности или грехе, но по особым законам жизни в Боге.
Посему мне видится верным не только общее описание тенденций анализа результатов работы исследования, но и указание на душевные и духовные изменения участников. И сие последнее — главное.
Главная проблема методологии исследования практических форм религиозной жизни общин заключается как раз в предмете исследования. Если мы исследуем общину, как социальную подсистему общества, то, как я показал выше, мы игнорируем уникальную цель и внутреннее содержание такой общины. А предмет это «Царствие Божие внутрь вас есть». Нельзя «поверить алгеброй гармонию».
С другой стороны, совершенно понятно, что видение социальной структуры общества, его особенностей и законов совершенно необходимо для современной миссии, т.к. мы обращаемся к язычникам и безбожникам, живущим по законам ветхого человека и общества. Нужно понимать — к кому и как обращаться. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» — (1Кор.9:19)
Христианин изначально, обращаясь к миру, свободен от мира сего в меру преодоления греха, и эта свобода позволяет ему оказаться над порядком вещей мира сего. Однако же проблема предмета исследования остаётся в силу её тАинственности и неподверженности разуму «века сего».
Виталий Пашков
3 комментария
Если взять любое зло и поскрести, то можно обнаружить добро, с которого все когда-то и началось.
Тут, мне кажется, нужно разделять уровни рассмотрения вопроса. Есть вполне рациональные земные явления: социум, религиозность как психологический феномен, культура, идеология и пр. А есть область подлинно сакрального и духовного, которая не поддаётся научной методологии в силу иноприродности предмета.
Виталий, так что же делать? Я сама христианка и учусь как раз на социологическом факультете, и направление выбрала — социология религии. Вы думаете что по-любому придется идти на компромисс с совестью? Я вот сейчас перед выбором, и не знаю, правильно ли признавать принцип методологического атеизма. С одной стороны правильно, т.к.социолог не должен вносить в исследование свои субъективные представления, так как это уже не будет наукой. Но с другой стороны не является ли это нечестным по отношению к Богу…не стану ли я двуличной…я запуталась.