Нести крест свой

2018-02-12

Я уже неоднократно упоминал, что люди неверующие, безбожники и атеисты, сами того не подозревая, очень часто цитируют слова Священного Писания, которые вошли в общечеловеческое употребление в виде афоризмов, фразеологизмов, поговорок и т. д.
Одно из таких выражений – «нести свой крест». 

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мар.8:34)

В общеупотребительном значении, это выражение означает идти к своей цели, преодолевая все препятствия и испытания, встречающиеся на пути, безропотно переносить трудности, жизненные невзгоды, исполнять свой долг и т. д.
В определенном смысле все эти значения верны. Ибо абсолютно каждый человек сталкивается в жизни с проблемами, трудностями, испытаниями, которые ему нужно преодолевать. Нет ни одного человека, которому бы не приходилось это делать. Нет ни одной человеческой жизни, в которой бы не было проблем. В этом смысле, каждый человек несет свой жизненный крест – кто-то полегче, кто-то потяжелее, но несут все.

Крест в словах Христа.

Однако, в устах Христа слова о несении своего креста звучат несколько иначе. Они звучат, как необходимое условие следования за Ним. Крест, о котором говорит Иисус, крест, который должен возложить на себя каждый, кто желает быть учеником Христа, кто желает следовать за Ним в Царство Божие. Это необходимое условие следования за Христом, которое весьма прямо и однозначно дает понять, что это следование, этот путь не будет легкой и веселой прогулкой.

Христос был предельно честен со Своими учениками. Христос предельно честен и с нами, со всеми, кто является христианином или желает им стать. Христос не обещает нам бархатную ковровую дорожку или путь устланный розами. Христос предельно честно обещает трудный и тяжелый путь с крестом на плечах. И на этих честных обещаниях Христа построено наше богословие, которое мы называем «Теологией Креста» — противоположность современным неопротестантским учениям о «преуспевании, процветании, богатстве и славе», которыми Христос, якобы, должен обеспечить каждого, кто последовал за Ним.

Лукавая проповедь о пути без креста.

В последнее время, появилось великое множество лукавых делателей, имеющих вид служителей Христовых, которые учат совершенно иному, чему учил Христос, и обещают совершенно иное, что обещал Христос — а именно, комфортное и беззаботное христианство, в котором можно прекрасно обойтись и без отвержения себя, своих эгоистических желаний и вожделений, и без несения креста своего.

Никто не может утверждать, что его обманным путем побудили следовать за Иисусом. Иисус никогда не пытался подкупать людей, обещая им легкий путь. Он не обещал людям покоя и благоденствия. Заявить человеку, что он должен быть готов нести свой крест, значило сказать ему, что он должен быть готов к тому, что на него будут смотреть как на преступника, что он должен быть готов умереть.

Читайте также:  Святоотеческая сотериология в гомилии свят. Григория Паламы

Этимология выражения «Нести крест свой».

Ведь само выражение «Нести свой крест» происходило от одной особенности казни через распятие, которую практиковали римляне.
Преступник, осужденный на казнь, должен был нести на себе тяжелую деревянную перекладину, именуемую «патибулум», к которой прибывали руки казнимого.
И когда человека вели по улице с патибулумом на плечах, все видели, что это ведут преступника, ведут на страшную и позорную казнь. И многие, пытаясь усилить страдания осужденного на смерть, кидали в него камнями, плевали, обливали нечистотами.

И вот именно это предлагает нам сделать Христос – взять и возложить на себя свой крест, свой патибулум, орудие казни, и сделаться в глазах этого мира преступниками, изгоями.
И все, что будет делать этот мир — это только лишь пытаться усилить тяжесть нашего креста. Не нужно ждать от мира того, что он будет помогать нам его нести.

Различие христианского и светского смыслов несения креста.

И согласитесь, если посмотреть на слова Христа именно в таком ключе, то их смысл очень отличается от того, какое значение вкладывается в это выражение людьми неверующими.
Да, и верующие, и неверующие в равной степени несут крест житейских, бытовых проблем.
Однако, взять свой крест по Христу – это значит добровольно возложить на себя дополнительные трудности и испытания, связанные именно со следованием за Христом, связанные с христианской жизнью.

Ведь с того самого момента, как мы встали на путь следования за Христом, мы, по сути, встали на путь войны, ибо у нас появилось три сильных, злобных и жестоких врага – дьявол, мир, и плоть.
А любая война — это трудное, суровое и опасное дело, где нет никакого место праздности, благоденствию и комфорту.

Да, Господь совершенно не против, что-бы, кто-то был успешен, кто-то жил в достатке, а кто-то даже и в изобилии. Однако, совершенно не это является главным в христианстве. Не это является целью жизни христианина.

Наша цель – следование за Христом, и выше мы уже рассмотрели два условия, без выполнения которых следовать за Ним просто невозможно – отвергнуться себя и взять свой крест.
Да не обольстит вас никто тем, что в христианстве есть какие-то «обходные пути», которыми можно достичь Царства Божьего без выполнения этих условий.

о. Вадим Раскин.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *