Диалог христианина и эзотерика

2011-03-30

Это живая переписка между двумя представителями христианского и оккультного мировоззрения в рамках масонского диалога. Участников я изображаю буквами А и Р.

Р. Раз мы говорим о свободе христианской мысли, то приведу слова Григория Сковороды: «Всякое стеснение ищущей мысли…(является)…отпадением от церковной правды». Здесь следует сказать о гностической христианской традиции, к которой я отношу и себя.

А. Так Вы же православный? Казалось бы тогда гностицизм не уместен?

Р. Я употребил это слово, но в ином значении, чем историческое. Речь совсем не о гностиках начала нашей эры. Это о другом. О внутренней ортодоксальной традиции, которая двигалась и развивалась в среде богословов и аскетов. Не могу описать точнее, потому что эта специальная тема ещё не сформулирована. Думаю, эта тема ещё ждёт своих научных работ. Сейчас скажу, что традиция эта идёт от древних богословских школ, прежде всего от александрийской с её Оригеном.

А. Как странно, если честно, не понятно о чем это Вы 🙂

Р. Это ни странно, тут обычные стереотипы. Когда я говорю, что православный, то человек сразу думает о неком формате поведения, мысли. При серьёзном вхождении в Православие все эти форматы отлетают, как осенние листья. Поэтому, когда о чём-то пишу, это скорее всего означает не то, что обычно обозначает.

А. Не совсем обычные. Есть же определенные догмы в православии, несомненно есть, иначе как? Ну может у вас действительно более серьезное вхождение в православие, о чем я не спорю, так как сама такой не являюсь, и рассматриваю со стороны, но все же есть определенные рамки, которые нельзя отменить. Опять же я сейчас больше о внешних рамках, дальше можно понять применяя на себе (вероятно), чего я сделать не могу. Но если Вы православный и интересуетесь темами эзотерики, я в данном случае, оставляю за собой право усомниться в искренности Ваших православных традиций smile Я не говорю это для того, чтобы вас упрекнуть, нет. С моей точки зрения человек сам делает выбор чем ему интересоваться и заниматься, никаких ограничений я не вижу. Но это моя эзотерическая точка зрения, не думаю, что истинные православные считают также. Из опыта общения — они не так считают, есть ограничения.

Р. Разумеется, есть рамки. Это называется ортодоксия (правомыслие), но они настолько широки, что практически не представляется возможным исчерпать возможности. В этом плане мой интерес к вопросам внутренней философии оккультизма ничему не противоречит. Я же не принимаю данную философию, я её изучаю, систематизирую. Хотя бы просто для того, чтобы говорить с людьми этой среды на понятном для них языке, но не для банального прозелитизма. Есть более глубокие вещи.

Более того, не надо думать, что православная эзотерика смотрит на оккультизм, как на чистый сатанизм. Как на повреждение ума и душа — да, но больше в психологическом смысле, чем в мистическом, потому как большая часть оккультистов лишь позёры и болтуны, не имеющие реальных посвящений.

Также исследование «глубин адовых» есть первейшая задача просвещённого инквизитора…

А. Что значит широкие?? Нужны примеры. Вот лично для меня рамки православия не столь широки, и в плане ограничений — например, посты, если все соблюдать, то свободного времени на обычную жизнь остается совсем немного. И в плане духовного развития — никакой каббалы, никаких эзо взглядов, никаких отклонений там быть не может в сторону ЭЗО. Я достаточно общалась с моей православной подругой — учителем английского. В лучшем случае, на мои вопросы просто не было ответа, как будто она боялась выразить свое мнение. (страшно наверное, а то потом еще припомнят :)))  Например, даже элементарный вопрос, существуют ли другие миры? Ответ — она сама не знает и умалчивает, но православная точка зрения, что такого не может быть, значит она считает что НЕТ:)

Более того, не надо думать, что православная эзотерика смотрит на оккультизм, как на чистый сатанизм. Православная эзотерика ни в коем случае. А вот православные массы, которые никогда не вникают в суть дела дают такую грубую оценку. А если посмотреть на людей — православных со взглядами ЭЗО, то очень интересные, но это уже не совсем православие smile Потому как большая часть оккультистов лишь позёры и болтуны, не имеющие реальных посвящений. Даже если так, проблем в психологическом плане у них не больше чем у других людей. С чего Вы взяли что больше?

Читайте также:  Научное мышление и религия

Р. Что значит широкие?? Примерно как у меня. Вообще же, это сугубо вопрос образования. Изысканно и утончённо образованный православный обладает очень большой широтой взгляда. Почитайте хотя бы наших русских православных мыслителей. Ну хоть Зеньковского, Ильина, Флоренского, Лосского, Лосева и пр.

А. Я достаточно общался с православными знакомыми и они не такие.

Р. Ну это распространённый случай «воцерковлённости», что не есть Православие как таковое, а есть лишь субкультурная вариация на тему. Вот лично для меня рамки православия не столь широки, и в плане ограничений — например, посты, если все соблюдать, то свободного времени на обычную жизнь остается совсем немного.

  • Это только со стороны так кажется.
  • В Православии действительно есть труд и усилие, чем оно резко отличается от попсового оккультизма. Ни один дар не возможен без серьёзного труда.
  • Православная духовная и физическая аскетика неразрывно связана с ортодоксией.

А. А если посмотреть на людей — православных со взглядами ЭЗО

Р. Конечно, если речь идёт именно об языческой эзотерике. Но в Православии своя эзотерика и гностицизм. На других духовных основах.

А. Да у Вас широкие, да только православная церковь такое вряд ли поддерживает. Я уверена, что не поддерживает, их этому учат. А те кто больше знать хотят, в любом случае выходят за рамки православной церкви. Да вот хоть попробуйте православных батюшек спросить как они отнеслись бы к тому, что Вы в той или иной мере изучали каббалу, и всякое там эзо smile Впрочем, лучше и не спрашивайте.

Р. В Православии действительно есть труд и усилие, чем оно резко отличается от попсового оккультизма.

А. Труд и усилие есть везде, если это серьезно, даже если взять меня в пример, может я и попсовый эзотерик, скорее всего так, может я ничего больше получения инфо из книг и не достигну smile но одного чтения столько, что можно зачитаться, тем более большинство книг на английском. А если добавить какие то действия, то на это все надо не мало усилий и время, которого не хватает.

Р. Конечно, если речь идёт именно об языческой эзотерике.

Честно говоря не уверена, но возможно в чем то и так. У меня есть знакомая, которая, например, чтением молитвы помогает людям. (Проверено лично мной — это работает) Если сравнить со мной или еще с кем то, то от чтения молитв ровным счетом ничего не будет. Да, и она каждую неделю в церкви. Православная, но у нее какая связь — это больше чем у обычных людей.

Р.  Ну, моя широта не от моей личной хорошести, а от глубокого вхождения в православную традицию мысли и аскетики. Всё от этого. И когда я цитировал Григория Сковороду, я именно указывал, что он удивительно точно выразил дух православной традиции в области поиска разума и сердца.

В итоге мы имеем ситуацию, что подлинная православная традиция оказывается на бытовом приходском уровне изгоем. Поэтому и приходится говорить уже о «православном гностицизме».

А. А как можно познакомиться с внутренней традицией Православия?

Р. Боюсь, что за грань внешних впечатлений можно проникнуть только будучи адептом традиции, больше никак. Именно посвящение даёт возможность видеть не гадательно «как сквозь тусклое стекло», а непосредственно. Это в большей степени касается христианства, которое только и начинается для человека после подлинного вхождения — крещения — духовного пробуждения. Думаю, вам эта схема очень понятна, т.к. оккультные практики подобны. Сначала приобщение метафизической силе — потом подлинное знание. В православии это называется «опытное знание». Именно посвящение даёт возможность видеть не гадательно.

А. Я раньше об этом думала, довольно долго думала — больше года, но кроме бреда от христиан и мучений ничего не получила. Не получится со мной никакого посвящения, даже если я это сделаю — это будет большой обман. Можно было бы обмануть батюшку в церкви (им по барабану кто там креститься), людей вокруг, но себя не обмануть. К сожалению, я не вписываюсь в роль христианской женщины. Возможно Вы догадываетесь — почему, а может и нет. Наверное я могла бы ответить на этот вопрос, но на самом деле я сама до конца не знаю почему я такая, точнее не такая. Хотя вот где то в теме о дате рождения и движения по каббалистическому Древу Жизни Heh дал ответ по моей дате, то есть по цифре — в этой жизни мне предстоит избавится от излишней гордости, вот наверное это правильно.

Читайте также:  Алистер Кроули, телема и христианство

Р. Ну, моя широта не от моей личной хорошести, а от глубокого вхождения в православную традицию мысли и аскетики. Всё от этого.

А. Нет, не только. То что касательно православной традиции — это Ваше понимание вещей, а широта ума зависит от разных областей, не только от религии. Ну естественно. Но религией определяется очень многое. Вот многие русские люди, даже не особо над этим задумываясь, просто по причине врождённости в генетике культурно тяготеют к православной культуре. И в этом тоже. Взгляды на жизнь и жизненный опыт — вещи очень важные, влияющие на мировоззрение человека, подчеркивающие индивидуальность.

Р. Дело вовсе не в том, что «а вот я такая особенная», а в том, что крещение (посвящение) возможно только в случае искренней вере во Христа и признания его единым Господом, без всяких там энсофов и владык астрала. Монотеизм это вам не хухры-мухры. Можно даже сказать, что царство Христа и то, о чём говорит оккультизм, это вещи абсолютно несовместимые. Нельзя служить двум господам и всё такое. Дух Христа совершенно иной. Поэтому, чтобы придти в это «посвящение», нужно его возжаждать по-настоящему. Крещение (посвящение) возможно только в случае искренней вере во Христа.

А. Само собой, если бы я искренне верила в христианство, то без сомнения стала бы христианкой. Но я не могу верить искренне, потому что вижу, что христианская система не работает. Примеров больше чем достаточно в нашей жизни. Где же найти настоящих христиан? А есть ли вообще такие в наше время ?

Можно даже сказать, что царство Христа и то, о чём говорит оккультизм, это вещи абсолютно несовместимые. Смотря к чему применять, как я уже говорила — на все нужны примеры, без конкретных примеров — слова останутся просто словами, понятными только Вам. Вот многие русские люди, даже не особо над этим задумываясь, просто по причине врождённости в генетике культурно тяготеют к православной культуре.

Р. Культура и вера — не одно и тоже.

А. Соглашусь, что культура и у меня православная во многом, потому чтоя всю жизнь живу в Москве. Но это только «общепринятые обычаи» нашей страны, среда в которой я нахожусь наложила свой отпечаток.

Р. Это не только отпечаток. Нужно рефлексировать глубже. Культура и язык не просто накладывают на нас отпечаток, но и являются неотъемлемой составляющей нашей экзистенции. Что тут сказать, это очень индивидуально. Бог являет себя только человеку готовому, нравственно, духовно. А самое главное — только человеку с большим внутренним голодом истины. Более того, ни один духовный дар не получается без усилия и труда. Этим резко христианство отличается от оккультных практик, где зачастую можно услышать, что мол достаточно сделать несколько пассов и без особого труда вытащишь рыбку из пруда.

Но главное в том, что благодать это дар, который приходит, когда не планируешь. Христианство сложно и диалектично.

А. без конкретных примеров — слова останутся просто словами, понятными только Вам.

Р. Христианская жизнь знает множество таких примеров. Ну взять хоть самый грубый — экзорцизм. Там явно видно, что те духи, с которыми часто заигрывают оккультисты, есть бесы, ненавидящие человека и Бога. Более того, ни один духовный дар не получается без усилия и труда. Этим резко христианство отличается от оккультных практик.

А. Ваше представление о людях с эзотерическими взглядами весьма прямолинейно, поэтому Вы думаете только то что думаете smile.gif

Читайте также:  Святые отцы о таинстве брака

Бесы — это всего лишь название неких сущностей, т.е. существ не имеющих материального тела. Я не думаю, что кто-то в силах разобраться в разновидностях сущностей и откуда они берутся и зачем, это довольно сложная задача, до сегодняшнего дня я не видела четкого описания по разграничению сущностей. В целом, оккультисты ищут связь с силами природы: огонь, вода, воздух, земля. Есть конечно определенные люди, которые имеют связь с сущностями, но обычно это происходит даже без ведома и желания людей. Если хотите, могу пример привести, чтоб Вы поняли о чем я.

Р. Несомненно, различение духов задача не доступная человеку, не одарённому, прежде всего духовной трезвостью. У ап. Павла указывается на специальный дар: различения духов.

Именно духовная трезвость для христианина есть ключ к чистому взгляду. Для оккультиста эта задача не подъёмна, т.к. оккультизм весь плавает в опьянении мелкими страстями.

А. Ну во всяком случае, христиане для меня обычные люди, я внешне мало чем отличаюсь, если не затрагивать определенные темы, но обычно я умалчиваю о себе. А вот к примеру если взять мусульман, то они для меня ненормальные. Ненормальные мужчины (если вообще некоторых из них можно назвать мужчинами) с искореженной на сексуальной почве психикой, жестокие, недалекие, которым нельзя верить, потому что все их общество и общение построено на лжи. Ну конечно я не такая, и все наше общество другое. Вот как пример можно взять Дубай, богатый город, но народ такой как я описала выше. Верить нельзя никому — просто опасно, мужчины как гориллы кидаются на женщин. Город с перемотанными женщинами и развитой педерастией среди мужчин, зато богатый, ну какой же чудесный народ мусульмане! smile.gif)

Р. Очень образное описание. Ясно дело, что христиане для вас мало чем отличаются от прочих европейцев: гуманистов, атеистов, оккультистов. Причина — цивилизационное единство на базе христианских ценностей.

А. Но все относительно, меня вполне устраивает христианское общество, если люди не доходят до фанатизма, не навязывают свое мнение, не метут всех под одно. Все замечательно, пока церковь отделена от государства, нет принуждения, навязывания взглядов. Да, кстати, наше цивилизованное общество сложилось не только из христианских ценностей, сюда же наслоилось кое-что из времен советской власти, далее из времен перестройки и построения капитализма — появилось много всего по части свобод, избавление от цензуры, из чего выросли новые правоотношения на гос. основе, появилось законодательство с защитой прав человека, что очень важно — возникло равноправие и это все у нас на гос. основе, а не на христианской, равноправия никогда не было в христианстве и возможно не было бы в нашем обществе даже сейчас, если бы церковь не была отделена. А так, все замечательно, одно пугает…та самая уродливая тупая религия, которая множит себя быстрыми темпами — мусульманство.

Р. Фанатизм это реально плохо. Я тут посмотрел фильм «Агора» про женщину-философа Гипатию, жившую во второй половине IV — начале V веков. Там было показано, как будто бы тенденциозно, что христианские активисты во главе с Кириллом Александрийским убили эту самую Гипатию. Так вот. Мне стало реально стыдно за тех христиан, т.к. я понимаю, на основании изучения церковной истории того времени, что фильм в основном правдоподобен, примерно всё так и было. А ещё я понимаю, что значительная часть сегодняшней правоверной православной паствы мало чем отличается от тех фанатиков-головорезов, которые изображены в фильме. Только у теперешних возможности нет и их не так много, а то бы они и таких как я на аутодафе потащили.

Именно по этой причине я за светское государство с нормальным правовым и гражданским сознанием. Благо и сама эта идея — свободы личности в деле религии, зародилась и ясно оформилась в трудах христианских апологетов 2-го века.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *