Библейские тексты об изображениях

2017-02-21

Разбор библейских текстов об изображениях напрямую связан с пониманием возможности такого феномена в Церкви, как икона. В Библии само греческое слово “εἰκών” встречается в Библи редко. В книге Откровения применительно к антихристу в выражении “образ зверя”. Это даёт повод для критиков иконопочитания, прежде всего из среды неопротестантов, делающих примитивный вывод о том, что мол раз это слово применяется по отношению к антихристу, значит и само понятие дискредитировано. У Матфея в словах Христа: “Чьё это изображение?” — Мф. 22.20. Попробуем разобраться на библейских примерах, как же действительно в мире Библии понимается образ и его место в священных событиях.

Икона в Церкви.

Сама икона сопутствует бытию Церкви практически с самого начала. Новейшие археологические открытия убедительно показывают, что христиане пользовались изображениями священных событий в самую раннюю эпоху. Например, в засыпанном городе Помпея и Геркулануме, где были настенные росписи на библейские сюжеты и изображения креста. Находки следов христианского присутствия в Геркулануме тем интереснее, что, как известно (Деян. 28, 13), ап. Павел проповедовал в Путеоле, в 10 км от Помпеи. С противоположного края Римской империи — катакомбы Дура-Европос в Междуречье — от II века до нас дошли другие фрески катакомбных христиан (кстати, с изображением Девы Марии).

Икона вошла в Церковь естественно, без специальных богословских и доктринальных установлений. Византолог Андрей Грабарь специально отмечал факт, что с каждым десятилетием от II до VI века увеличивается число дошедших до нас памятников раннехристианского искусства, но в то же время христианская письменность почти ничего об этом не говорит. Это говорит о том, что изображения были настолько естественны, что не нуждались в специальной апологии или рассмотрении.

И только когда императорская власть сделала своей политикой иконоборчество, церковный разум дал систематическое объяснение иконопочитанию.

Изображения в Ветхом завете.

Т.к. критики почитания священных изображений ссылаются прежде всего на книги ветхого завета, то уместно обратиться именно туда. Начнём с места, где запрещается «всякое изображение».

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле <…> Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа <…> и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо» — Втор. 4, 15-18,23.

Значит ли это, что Бог запрещает изображения вообще и священные в частности?

Читайте также:  Алистер Кроули, телема и христианство

Далее мы можем видеть, что сам Бог повелевает излить медного змея (Числ. 21, 8-9), хотя было сказано «какого-либо гада», нельзя изображать животных — и вдруг Иезекииль видит небесный храм, в котором есть резные изображения херувимов с человеческими и львиными лицами (Иез. 41, 17-19). Нельзя изображать птиц — и от Бога же исходит повеление излить херувимов с крыльями, то есть в птичьем облике — (4).

Исх. 25, 18-20 И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» — Исх. 26, 1.
Тоже были и при постройке Иерусалимского храма: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» — 3 Цар. 6, 29.
«Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками.

На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы» — 3Цар.6:31,32. Далее то же в 3 Цар. 6, 34-35; 3 Цар. 6, 31-32.

Пророк Иезикииль видел в видениях храм, в котором были изображения херувимов: «сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма» — Иез. 41, 18-20. И 2 Пар. 9: 15-20.

Характерно то, что царь Соломон при постройке своего дома использовал изображения львов, но херувимов в его доме не было, они были только в храме. Это говорит нам, что херувимы не были обычными украшениями и их можно было встретить только в месте богослужения.

Теперь рассмотрим свойства этих изображений.

Священность и чудотворность.

Для создания образа херувимов, Бог исполнил Веселеила Духом Своим Исх. 31, 1-11), а потом и повелел через Моисея: “возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята” (Исх. 40, 9).

В числе принадлежностей скинии были несомненно и херувимы, что означает освящение этих образов.

Читайте также:  Святые отцы о таинстве брака

Святость изображений херувимов видна также и через то, что Бог действовал через изображения “Я буду открываться тебе посреди двух херувимов” — Исх. 25, 22.

Даже прикосновение к жертвеннику являлось источником освящения: «Семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: все, прикасающееся к жертвеннику, освятится» — Исх. 29: 37.

Благодать на изображениях:

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца» — Иез. 9, 3.
«И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа» — Иез. 10, 4.

Чудеса через святые изображения.

Об этом Писание говорит вполне определённо. Например: “И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив” (Числ. 21, 9). Это явно чудотворное действие через изображение.

Свойство чудотворности проявлялось и у ковчега с херувимами. В истории перехода Иордана, когда вода расступилась под ногами священников (см. Нав. 3, 15) или в случае обнесения ковчега вокруг стен Иерихона (Нав. 6, 5-7), после чего они обрушились до основания.

Также и проклятие из-за небрежения святостью ковчега: «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» — 2 Цар. 6: 6-7.
Нахождение священного предмета давало благословение: «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его» — 2 Цар. 6, 11.

Помощь в молитве.

«Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа» — Пс. 133, 2.
«Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе» — Пс. 28, 9.
«Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему» — Пс. 27, 2.
«Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам» — Числа 10, 35-36.

Притом следует сказать, что перед изображениями в храме совершались вполне культовые действия: возжигались светильники и лампады, совершалось каждение.

Почитание изображений.

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» — Пс. 5, 8.
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» — Пс. 137, 2.
«Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои» — Нав. 7, 6.

Читайте также:  Церковная организация в апостольский век

«Поклонение, которое оказывали люди Ветхого Завета, было обращено к “Малеах Иегова” — Ангелу-Сыну, который “есть образ Бога невидимого” (2 Кор. 4, 4). Поклонение, оказываемое образу, принималось ли Отцом? “Авраам видел не естество Бога, но образ Бога, и падши поклонился”, — поясняет преп. Иоанн Дамаскин» — (2).

Тот факт, что такое поклонение было принято Богом и послужило вступлению в завет с Авраамом, говорит о возможности поклонения Богу через образ.

Важно упомянуть и о существенной разнице между поклонением и служением. Это видно в словах Христа: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» — Матф.4:10.

Здесь лишь про служение сказано «одному» о поклонении такого не говорится, что косвенно указывает на возможность поклонения тем изображениями предметам, которые сам Бог освятил.

Обличалось ли создание священных изображений в Писании?

Почитание священных изображений возможно, как мы видели выше. Библейские пророки никогда не укоряли избранный народ за сотворение и почитание священных изображений. Это бы даже вошло в противоречие с повелениями Божьми, по которым священные предметы и изображения создавались. Все обличительные слова касались изображений «иных богов». Поэтому и относить эти обличения к священным изображениям самой библейской религии нет никакого основания. Можно ли говорить, что “чаша Господня” и “чаша бесовская” одно и то же?

Заключение о священных изображениях.

В новом завете, кроме сюжетов про зверя в книге апокалипсиса, про изображения и священные предметы не говорится за редким исключением. Например, слова Христа: «что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» — Мф. 23, 16-19, подтверждающие ветхозаветную освящённость жертвенника.

Но если там нет повеления писать иконы или делать другие изображения, то значит ли это, что изображения запрещены? Было бы странно так рассуждать или, точнее, так рассуждать можно только тенденциозно отталкиваясь от уже имеющейся доктрины отрицания. Отсутствие повеления не означает запрета.

Там нет повеления написать Новый завет, но он появился и стал христианским Писанием. Также и многое другое.

Кроме того, Новый завет не ставит целью дать исчерпывающую инструкцию или набор канонических норм на все случаи жизни и на все века. Он говорит о благой вести, что Бог стал плотью для спасения всех человеков.

Работа по курсу «История и теория христианского искусства». Автор: Пашков Виталий. Переславль.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *