Этот примечательный документ вышел из среду духовных заведений конца 90-ых в Ярославской епархии. Он примечателен тем, что отражает образ мысли части тогдашних семинаристов и бурсаков. Здесь и идеализм, и нарождающийся ортодоксальный интеллектуальный ренесанс, и жар души людей, пришедших самостоятельно к Православию. Для полноты понимания среды для будущих исследователей следует сказать, что там было значительное влияние раннего Кураева и проф. Осипова, оставшимися для многих и до сих пор важными авторитетами в области православной мысли.
Содержание
Смысл понятия православной революции.
Что такое революция? Какое негативное историческое наполнение имеет для нас это слово, но раз уж мы решились быть во всём правдивы, то лучше употреблять слова в их исходном значении. С латинского это слово «лат. Revolutio откатывание; круговорот» переводится как откатывание к предыдущему. Этот вариант перевода предпочтителен для нас, ибо выражает основную суть желаемого нами переворота – возвращение в духовной практике, церковной дисциплине и организации, интеллектуальной жизни к принципам святоотеческого богословия.
Наличное состояние церковной организации.
Казалось бы, это и есть цель деятельности церковной организации, т.е. стремление к идеалам устроения жизни, показанным и высказанным высшими авторитетами нашего православного богословия. Но, как вы догадываетесь, в реалиях нашей церковной жизни это возможно только через коренной слом существующих порядков. Об этом нам и придётся поговорить. Для этого и нужно стать православным революционером. Если мы ещё не умерли духовно и не хотим, чтобы из нас сделали рабов от религии. Всякий, кто не покоряется пошлым общепринятым и рабским порядкам обречён на противостояние с системой. И, думается, что пришло то время, когда следует откровенно поговорить о радикальном противостоянии сложившейся системе лжеправославия в церковной организации.
Покой или борьба с церковной бюрократией?
В идеале, мы должны были бы думать о «мире церковном», как нас к тому призывают подпевалы воротил поп – бизнеса. Но зачем же их высокопреосвященствам, а также их высокопреподобиям и козлобородиям так требуется успокоение ситуации? А просто затем, чтобы проще было управлять и насиловать «стадо овечье». Подумайте только, что станет после того, как в народе произойдёт подлинное духовное пробуждение? Окажется, что вся эта братия вчерашних партработников, мягко говоря, не соответствует занимаемому положению. Поэтому становиться понятным, что они будут делать что угодно, лишь бы не допустить реального духовного пробуждения людей, обращающихся к религии.
Для религиозных функционеров (фарисеев и саддукеев) важно свести всё дело религии к банальному культу, который, как известно не является ни сутью и ни существенной частью христианской веры. Речь идёт не о каких то частностях и проблемах в церковном устройстве, а о возможности быть христианином. Но нам внушают конформистскую картину реализации христианского идеала, мол внимая себе, будь послушен велениям иерархии, всё устроится по Промыслу без нас и т.д. и т.п. Но послушай, брат мой, Христос не был инфантильным импотентом и не мирился с пошлостью и духовной теплохладностью. Святые отцы во множестве представляют нам примеры борьбы с ложью и лицемерием. Не будем же и мы позорной страницей церковной историей. Пришло время позволить себе открыть глаза на происходящее и что то делать, прежде всего – не быть такими как они. Нужно позволить себе мыслить, чувствовать и жить как христианам. Пришла пора не позволять душить в нас «души прекрасные порывы» всяким мерзавцам, узурпировавшим власть в церковной организации. Настало время нашей православной революции!
Союз мысли и сердца.
Пора объединяться в тайные и явные союзы подлинной православной мысли и жизни. Объединяйте вокруг настоящего православного учения своих единомышленников, друзей и знакомых. Нам нужна своя среда обитания и своё интеллектуальное сообщество.
Братья, подумаем, как нам можно действовать в нынешней ситуации, а ситуации весьма плачевная. Ключевые позиции в церковной администрации заняты не нами, более того, с теми, кто пытается организовать очажки живой церковности идёт жесточайшая борьба по всем направлениям. Используются административный ресурс церковной иерархии, возможности превратного освещения событий, всевозможные способы психологического давления со стороны церковного сообщества. Вы все знаете в какой степени зависит от церковно-бюрократической системы «церковный человек», а тем более являющийся священнослужителем. И также вы знаете, что всё в церковной жизни на местах определяется священниками – настоятелями.
Иерархи и церковные бюрократы имеют все возможности контролировать ситуацию через нужную кадровую политику. Любой очаг сопротивления их идеологии может быть подавлен через административное воздействие на главу общины через его перевод на другой приход или запрещение в священнослужении. Здесь мы играем на чужом поле. Можно было бы попытаться изменить систему через продвижение своих людей на ключевые посты, но это маловероятный вариант. Человеком системы можно стать только будучи «своим» по мироощущению и взглядам для господ фарисеев и саддукеев. И не секрет, что при продвижении выше тебя могут опробовать на лояльность через приобщение к содомитской братии. Соответственно наши люди не смогут так притвориться. Да и не в правилах христианина лицемерие. В антихристианской системе всё продумано.
Мы пойдём другим путём.
Таким образом, единственно возможным путём освобождения людей от рабства церковной олигархии – это радикальный слом основ существования нынешней церковной организации. Важнейшей задачей в этом деле является изменение интеллектуального климата в церковной среде. Не менее важно изменить отношение к вопросам церковного устройства в светской среде, ибо от неё зависит материальное благосостояние церковников. Тут мы подошли к самому существенному. Самая суть существования этой системы состоит в эксплуатации доверия массы малоцерковных людей к Православию. Этом доверие является инерцией отношения ко всему церковному как к безусловно положительному выработанному предыдущей эпохой. На этой инерции церковная клика может ещё долго катиться к неизбежному кризису, но наше призвание состоит в том, чтобы уже в обозримом будущем люди, пробуждённые к духовной жизни, имели возможность узнать подлинное православное учение, а не задохнуться в суррогате современной церковной религиозности.
Формирование среды интеллектуального Православия.
Конечно, мы можем в своей среде, в своих кружках воспитывать таких людей. Но, во первых, у неформальных объединений не такие возможности организации, а во вторых, наличие крупной церковной организации, называющей себя Православной Церковью, будет вводить в заблуждение большинство таких людей. Дети Божии будут во множестве обманываться ложью фарисеев и не многие из них смогут самостоятельно выбраться из этого. Поэтому, тем из нас, которым Бог дал разум и силу освободиться от лжи псевдоправославия, нужно отдать свои знания и опыт вновь пробуждающимся к духовной жизни братьям во Христе.
Надо идти по пути создания своей среды, разрушая одновременно ложь церковной организации. Обличение неправды и пороков церковной олигархии приведёт к подрыву доверия к ней в массах людей с симпатией относящимся к внешней религиозности. Но нужно иметь в виду, что разрушив существующие устои, мы может породить хаос в этой сфере. Поэтому важно делать это через утверждение положительных ценностей православного мировоззрения. Например, восставая против угнетения человеческого достоинства в практике церковной жизни, мы должны говорит о важности внутренней иерархии духовных ценностей в православном мировоззрении и т.д. В каждом конкретном случае нужно выработать взвешенное понимание проблемы.
Наша тактическая победа.
Итак, если мы сможем убедить достаточную часть людей в глубокой неправде нынешней модели церковной жизни, то подорвём главный жизненный нерв системы – поступление денег от пожертвований. Потому как, несмотря на подачки от властей, пожертвования частных лиц являются главной основой существования паразитов от религии. Убрав эту основу мы обрушим систему и радикальные перемены неизбежно прорвутся в жизнь т.к. не будет уже мощной системы подавления духовной инициативы людей. К этому времени нами уже будет подготовлена полноценная система взглядов на церковное устройство и духовную жизнь. Лучше, если уже будут существовать наши неформальные общины, в которых люди будут собираться не ради «хлеба куса, а ради Иисуса». Т.е. пробуждение подлинной духовной энергии христиан должно стать основой преображения внешних порядков церковной организации. Но сначала логово хищников и злодеев должно быть разрушено беспощадно и без сожалений. Должна прекратиться традиция имперско-советской церковной олигархии. Нужно построить совершенно новую систему взаимоотношений между людьми Церкви – отношения христианской любви.
Важно убрать из жизни Церкви жёсткую зависимость от материальных поступлений. Давайте отдавать себе отчёт в том, что мы можем и что не можем. Расставим правильно акценты. В центре всех интересов Церкви лежит забота о спасении душ. Всё остальное лишь служит этому.
В этом контексте понятно например следующее: направление всех сил и средств православных людей на восстановление непомерного количества храмов и строительства новых попросту преступно, ибо за этим теряется главное – забота о душах людей, создание общины верных, воспитание правильного мировоззрения и правила духовной жизни. Хотя, думается, что эта политика не случайна и является частью борьбы ложной церковной иерархии с народом Божиим.
Комментариев нет