Телема и христианство

2010-03-24

Любое оккультное течение не может избавиться от оппонирования христианству, как основной культурной и цивилизационной доминанте европейской ойкумены. Есть это и в оккультном движении, называемом телема. В рекламных материалах телемитов можно встетить такие мнения: «Представляется, что между Телемой и Христианством совершается некий диалог, который выражается не столько в противостоянии друг другу, сколько в осмыслении универсальных духовных истин, духовного опыта западного человека».

Однако, не стоит так сразу подводить какой-то базис под этот диалог, пусть даже в виде «универсальных духовных истин», ибо сам этот термин стремится затащить христиан в пространство всё того же оккультного сознания, не желающего видеть принципиального различия между духовными традициями, желающего всё превратить в универсальную солянку.

Телемиты часто любят представлять телему как некий вечный принцип, открытый и актуализированный Кроули. Это становится основой их прозелитского послания. Например, вот характерные слова: «принцип Телемы существовал задолго до Кроули, и что в частности он был хорошо знаком как самому Иисусу, так и христианским гностикам».

Или ещё более изящно: «те христиане, которые считают Телему сатанизмом, делают это чаще всего от элементарного невежества, гораздо реже — от страха. Потому что Христос пришёл, чтобы сделать людей свободными, отпустить измученных на свободу — в этом смысл Его учения. Христианство же, в силу некоторых обстоятельств, в массе своей превратилось в то, что Ницше назвал «религией рабов». Но мы с Вами знаем, что только «любящий другого исполнил закон», и что по-настоящему любить может только свободный человек, не раб. Поэтому — «любовь есть исполнение закона», любовь, подчинённая Воле. Воля же есть Отец всего – Телема».

Очень пафосно и продумано. Как это часто бывает в оккультизме, какая-то внешне блестящая мысль преподаётся с пафосом и экзальтацией. В данном случае за внешним сходством терминологии незаметно протаскивается идея сходства самих сущностей.

Иногда пытаются сравнивать принцип телемы и воли Бога.

У немецкого католического епископа Федерико Толли, в его книге «Thelema» есть на этот счёт суждения. Там он говорит о том, что Телема, как Закон, является высшим проявлением Воли, что Телему следует понимать, как синоним Воли Божией. В своей книге Толли подчёркивает, что принцип Телемы, как Воли и Любви (Агапэ) существовал задолго до Кроули, и что в частности он был хорошо знаком как самому Иисусу, так и христианским гностикам.

У христианских мистиков и апологетов речь всегда идёт о Воле Бога, которая предполагается априори и реализуется через синергию Бога и человека. Движение двувекторно: сверху-вниз, снизу-вверх.

У Кроули Воля апостериорна, если она и берётся за условие веры, то только для Достижения, иначе её существование бессмысленно. Грубо говоря, движение «снизу вверх», от микрокосма к макрокосму.

Если Воля Бога — голубь, то Телема — змей. Они могут соприкасаться, и даже быть схожи, но исходники совершенно разные. Телему можно сравнить с Волей падших ангелов, вознамерившихся штурмовать небеса. Поэтому утверждать что «Воля Бога» христиан тождественна Телеме неверно.

С точки зрения телемы христианство это религия прошлого эона — Осириса и Исиды. В то время как Телема религия наступившего эона Гора. Отсюда прозелитический взгляд телемы на христианство, которое, как устаревшая форма, может быть легко переварена и употреблена в дело телемой. И это тоже очень типично для оккультной эклектики, т.е. желание переварить в себе другие религии.

В доктринах и практике телемитских течений можно увидеть много христианских аллюзий, в основном это кощунственные образы. Например, в «книге закона»:

«Я Змей, дающий Знание и Наслаждение»

«там, где я, Бога нет»

«Да будет Мария непорочная разорвана на колёсах; да будут в её честь безмерно презираемы среди вас все целомудренные женщины!»

«Сокологлавый, клюю я глаза Иисуса, что висит на кресте» и т.п.

Обычно телемиты, занимаясь прозелетизмом среди христиан, говорят, что такие места надобно «разуметь духовно». Мол это такие фразы, символы, которые призваны отсечь от истинного телемитского учения профанов показной кощунственностью. А персоналии вроде Нуит, Горуса и пр. являются лишь художественными образами для выражения идей, а не личностными объектами, которым оказывается религиозное поклонение.

Вот телемитский текст, объясняющий предельно честно их позицию: «Мы, телемиты, Христа Богом не считаем, поэтому в наших устах и богохульством это считаться не может. Суть именно в метафоре. То, что Горус «выклевывает глаза Христу», висящему на кресте, означает, что Телема отвергает самую точку зрения христианства. Мы не верим в «дьявола», в «первородный грех», во врожденную порочность человека и, следовательно, в необходимость «искупления». Вот, в чем смысл этого стиха: в отвержении самой необходимости голгофской жертвы. Мы верим в эволюционный процесс, в поступательное развитие человечество и стоим на позициях социального дарвинизма. Вот, почему Книга Закона утверждает, что «сострадание — порок царей» и что парии и непригодные должны умереть в их убожестве. Мы против благотворительности в любых ее формах. Человек или народ должен работать сам, а не ждать подачками со стороны. В этом — наше разительное отличие от христианства».

Телемитство яростно противостоит христианству, хоть и пытается это отрицать. Книга Закона, на мой взгляд, представляет из себя жесткое противопоставление Библии и Богу Библии. При чтении Книги Закона возникает ощущение, что автор текста люто ненавидит все, что свято для христиан. Отсюда можно сделать вывод о несамостоятельности Книги Закона, о ее вторичности по отношению к Библии, и об одном духовном поле, на котором автор телемитского Закона, пытается вести брань со Христом. Христос ничего не говорил про Айваса, зато Айвас слишком много говорит про Христа.

Если проникнуть в реальную практику телемитства, то окажется, что все эти языческие культовые фигуры, приводимые в книгах Кроули, далеко не только образы и символы, но и совершенно реальные духовные силы, с которыми телемиты стремятся входить в те или иные отношения. Вот одно признание: «Вы, не разобравшись, называете наших Богов бесами». Забавно, что при всей показной «духовности», телемиты на деле оказываются банальными язычниками, что ещё раз подверждает тезис, что любой шаг из христианства ведёт в язычество.

Чуждо христианству и нравственное самоощущение в телемитстве: «У нас нет ничего общего с париями и непригодными: дайте им умереть в их убожестве. Ибо они не чувствуют. Сострадание — порок царей; попирайте несчастных и слабых — вот закон сильных, вот наш закон и радость мира» — (книга закона). Никак не странно, что Фридрих Ницше признаётся у телемитов пророком.

В телемитстве есть и обратные предпосылки уже для христианского прозелитизма.

В телемитстве можно усмотреть некоторые начатки экзистенциальных представлений, созвучных с христианской аскетикой. Сам посыл на выполнение некой «великой работы» уже задаёт вектор на духовное, а принцип «делай, что изволишь» призывает к борьбе с плотским.

Таким образом, телемит, последовательно выполняющий основополагающие принципы учения телемы, вполне может прогрессировать к пониманию христианских истин, т.к. постижение онтологии своей ипостаси может привести его к познанию Промысла и прызывающей благодати.

Беда в том, что учение телемы укрепляет в убеждении, что истина разлита во многих других культурных традициях и потому не зазорно совмещать «посвящения». Также практическое участие в телемитской практике снабжено множеством сопутствующих культовых наслоений оккультного характера, которые напрочь закрывают от него суть самопознания и самореализации, как природного существа.

Можно также утверждать, что оккультный характер конкретных телемитских орденов закрывает от адептов основную суть базовых принципов учения телемы, низводя внутреннюю «работу» до «дел плоти».

Fr. Prediger

Читайте также:  Алистер Кроули, телема и христианство

4 комментария

  • Metaxas 2016-03-03 в 21:53

    Fr. Prediger! Вы — один из немногих известных мне христиан, кто вплотную подошел к пониманию учения Кроули. Но Вы не поняли самого главного. Понять это мешает Вам Ваша христианская ограниченность, преодолев которую Вы неминуемо порвали бы с христианством так же, как я порвал с телемитством и масонством. Схожесть между кроулианством и христианством, объясняется не заимствованиями телемитами элементов христианства, не «диалогом» и даже не общностью корней. Общие элементы Телемы и Евангелия кроются в принадлежности к общей системе. Это — то, что я называю иудейский корень. Христианство и Ислам, масонство и западный оккультизм, социализм и либерализм — это звенья одной цепи, которой семиты поработили арийские народы. Причем поработили искуссно, т. е. так, что вы, их рабы, даже не видите своих цепей.

    • Yakov.lev 2016-08-24 в 11:08

      Metaxas, BRAVO!!! Очень тонко и виртуозно. Могу ли я с Вами пообщаться?

  • Василий 2016-03-01 в 19:49

    Почему в подписи автора мосонское Fr. ?

    • Prediger
      Prediger 2016-03-03 в 09:10

      Василий, вы первый заметили :). Может вы масон?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *